Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками


Опубликовано: 21.09.2017, 14:39/ Просмотров: 60

Программа

коррекции детско-родительских отношений

в семьях, воспитывающих старшего дошкольника

«Путешествие в Страну Добрых Отношений»

Составила:

Епиченко Галина Юрьевна,

педагог-психолог

МДОУ ЧРР д/с №18

«Журавушка»

г. Краснокаменск, 2007

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей (И.В. Добряков, Г.Г. Лидерс, Г.Г. Кравцов, Р.В. Овчарова, И.А. Хоменко, Г.Г. Филиппова, Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова и др.).

По данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации (Т.В. Андреева, 2005). На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей, снижению интереса к рождению детей, росту отчужденности детей от семьи, повышению уровня подростковой девиантности.

В беседе по «прямой линии» в октябре 2006 года, президент РФ В.В. Путин также отмечал: «Снижен воспитательный потенциал ведущего института воспитания семьи…»

В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». С принятием данного закона возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Многочисленные исследования показывают, сколь важны роль семьи, взаимоотношения родителей и детей. Так, например, В.Сатир считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. «Проблемные», «трудные», «невозможные», также как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

Следовательно, микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. От уровня общей и педагогической культуры родителей, их отношений к ребенку и его проблемам, от степени участия родителей в коррекционном процессе во коррекция многом зависит психологическое благополучие ребенка.

Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание также имеет свои преимущества. Оно направлено на физическое и психическое развитие ребенка, коррекцию этого развития, и, наконец, здесь ребенок включается в детское общество, усваивает новую роль – роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение.

Таким образом, существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: это семья и дошкольное образовательное учреждение.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации мы видим в развитии конструктивного взаимодействия психолога образовательного учреждения с семьей, которое стимулируется посредством организации занятий, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей.

^ 1.2. Цели и задачи программы

Цель программы развития: устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в семьях воспитывающих старших дошкольников.

Задачи программы развития:

1. Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекватной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния.

2. Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье: выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.

3. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний друг друга.

^ 1.3. Анализ аналогичных существующих программ

В последние десятилетия получили распространение специальные программы образования родителей. Основной целью такого рода программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье.

Так, например, А.С. Спиваковская, известный разработчик коррекционных программ, отмечает, что основным содержанием групповых занятий с родителями является обсуждение и психодраматическое разыгрывание типичных ситуаций внутрисемейного общения, супружеских отношений и особенностей взаимодействия с ребенком.

В качестве примера можно привести разработанную А. Аладьиным модель работы с родителями. Он определил основные задачи обучения родителей и описал общую схему занятий, используемую им при работе с родителями младших детей.

Психологическую систему воспитательного воздействия (как на ребенка, так и на его родителей) по формированию навыков передачи ответственности представила Г.Н. Сартан. Она утверждает, что «очень сложно менять поведение ребенка, не изменяя при этом поведения его родителей».

Широко известная авторская программа тренинга для родителей И.М. Марковской предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми и содержит методические разработки к курсу. Данная программа подходит для родителей старших дошкольников и младших школьников.

Специфические проблемы, требующие включения специалистов по работе с семьей, возникают во взаимоотношениях родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В.В. Ткачевой предложен практический материал с такими семьями. Основной целью авторской методики является формирование адекватных внутрисемейных отношений на основе коррекции личностных установок родителей, позволяющих успешно решать проблемы их детей. В этом смысле данный практический опыт представляется пионерским.

Известна также авторская программа Ю.С. Шевченко и В.П. Добридень по работе с детьми, страдающими различными психологическими и психосоматическими проблемами, и их родителями. Методика ИНТЭКС (интенсивно-экспрессивная психокоррекция) проводится с одновозрастной группой детей, объединенных по принципу общности болезненных нарушений (неврозы, заикания, психосоматические расстройства, поведенческие проблемы и т.п.) либо личностных проблем.

В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации. Однако мало где можно найти психокоррекционные группы для формирования или восстановления гармоничных взаимоотношений родителей и детей. Предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного характера, проводимые специалистами в учреждениях, не всегда достигают своей цели. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению проблем, она блокирует их активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешного воспитания ребенка.

В связи с этим становится насущной разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы их детей. В этом смысле создание психокоррекционных программ представляется весьма актуальной задачей.

^ 1.4. Характеристика новизны и оригинальности программы

Новизна представленной программы заключается в комплексном подходе к проблемам детско-родительских отношений: в освобождении ребенка от негативных эмоциональных переживаний, развитии эмоционального мира, обогащении поведенческого репертуара участников. Достаточно времени отводится на развитие свободного, творческого потенциала, выявление эмоциональности участников, их открытости и непосредственности, эмпатии, способности радоваться.

Значимость программы состоит в ее положительном воздействии на детско-родительские отношения.

Программа нацелена на психологическую коррекционную работу с детьми и их родителями в преддверии «кризиса 7 лет», что свидетельствует и о ее профилактическом характере, направленном на предупреждение осложнений у будущего младшего школьника.

Концептуальной основой программы взаимодействия родителей с детьми является идея сотрудничества взрослого с ребенком – в этом заключена оригинальность представленной программы.

Новизна и оригинальность ее заключается также в расширении использования методов работы: «телесных» упражнений, направленных на эмоционально-физическое сближение ребенка с родителем, арткоррекции, психокоррекционных сказок.

^ 1.5. Методологическая основа взаимодействия детей и родителей

Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В отечественной литературе педагогического направления наиболее известна работа А.С. Макаренко (1956). Автор выделил несколько типов так называемого ложного родительского авторитета: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны: авторитет любви, доброты, уважения.

Традиционно в отечественной литературе принято различать два типа (стиля) семейных отношений: демократический и авторитарный (Я.Л. Коломинский), либо три – авторитарный, либерально-попустительский и демократический (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

В семьях демократического типа дети ведут себя уверенно и спокойно. Здесь, как отмечают Л. Островская и Р. Буре, дети растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий, готовы оказать помощь.

Семьи авторитарного типа характеризуются большим числом ограничений. Преобладающий тип руководства – диктаторский. И как результат - у детей формируется механизм лишь внешнего контроля, развивается чувство вины, страха перед наказанием.

Либерально-попустительский стиль отношений, проповедуя принцип вседозволенности, лишает ребенка способности дифференцировать жизненные ситуации на «плохие» и «хорошие», формирует упрямство и эгоизм.

Одно из направлений в описании типов семейного воспитания – изучение родительских установок и позиций. Были сформированы оптимальные и неоптимальные позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. В дисгармоничных семьях, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или всем трем выделенным показателем. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми и непрогностичными.

Наблюдение за воспитанием детей, поведением родителей позволили психологам составить некоторую типологию родительской любви.

А.С. Спиваковская (2000) выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия - антипатия, уважение – пренебрежение; близость – дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви: любовь, отстраненная любовь, действенная жалость, любовь по типу снисходительного отстранения, отвержения, презрения, проследование, отказ.

Чаще всего в поведении родителей смешаны несколько вариантов отношений, однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на определенный момент времени стала для родителей ведущей.

Автором подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и психопатиями: гиперпротекция (гипоопека), доминирующая гиперпротекция (один из вариантов: потворствующая гиперпротекция), эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

- сотрудничество;

- псевдосотрудничество;

- изоляция;

- соперничество.

Автор отмечает, что лишь при сотрудничестве ребенок готов к творческой активности, у него формируется готовность к самопринятию, возникает ощущение психологической безопасности.

Помимо типа отношения родителей и типа воспитания, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Они могут являться источником многих эмоциональных проблем ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Директива как косвенное родительское обучение (программирование) впервые было описано американскими специалистами по трансактному анализу Робертом и Мэри Гоулдингами. Под директивой понимают скрытое, косвенное приказание, не явно сформулированное словами и обозначенное действиями родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). Выделяется ряд директив, негативно влияющих на формирование личности ребенка. Содержание родительских директив раскрыто и проинтерпретировано отечественными психологами В. Лосевой и А. Луньковым. В названии директивы отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку – «не живи», «не будь ребенком», «не достигай успеха», «не будь лидером», «не будь собой», «не делай» и др.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

- ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье;

- ребенок может быть знаком социального благополучия («У нас всё как у людей»);

- ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться («Мы не разводимся только ради тебя»). От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависят формирование характера ребенка. В неблагополучных семьях детские роли довольно четко выявляются, на что указывает А.С. Спиваковская: «козёл отпущения», «любимчик», «беби», «примиритель».

Разрушительное воздействие на психологическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям.

Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Отдельные моменты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

Если воспитание идет без учета природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для формирования невротической личности. С. Чесс и А. Томас в 50-е годы провели исследование и доказали, что на развитие ребенка в семье влияет взаимодействие двух факторов: тип отношения к ребенку («любящий» или «нелюбящий») и тип темперамента ребенка, определяющий легкость или трудность его воспитания.

^ Влияние типа материнства и типа темперамента

на развитие ребенка


^ Тип темперамента
Любящая мать «+»
Нелюбящая мать «-»
Легкий младенец «+»
«++» идеальный вариант детско-родительских отношений
«+ -» у ребенка есть шанс помочь себе психически
^ Трудный младенец «-»
«- +» материнская любовь может компенсировать трудности в развитии ребенка
«-» неутешительные прогнозы относительно развития ребенка

Детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание воспитательного процесса.

1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям (гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие).

2. Параметр контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.

3. Последовательность – непоследовательность в предъявлении требований.

4. Степень эмоциональной устойчивости родителя в переживании совместных с ребенком аффективно окрашенных ситуаций.

5. Степень тревожности родителя во взаимодействии с ребенком.

Обобщая сказанное, можно заключить, что детско-родительские отношения отличаются сложностью. Их характер зависит также и от особенностей личности родителей и ребенка, психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей, а также от используемых взрослыми средств воспитательного воздействия по отношению к ребенку и др.

При оценке детско-родительских отношений в семьях, проблемы, с которыми сталкивается семья, являются определяющими. Это в свою очередь позволит наметить пути коррекции детско-родительских отношений.

^ 1.6. Прогнозируемые результаты.

Детско-родительская коррекция в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».

Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Могущество такой свободы – управлять собой, творить, повелевать, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным. Это переживание, без сомнения, в высшей степени облегчает и стимулирует рост ребенка, формирует позитивное отношение к окружающему миру.

Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распознавать их, что является профилактикой алекситимии (состояние, когда, «нет слов для названия переживаемых состояний») и психосоматических заболеваний и невротических расстройств.

В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.

В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений действий и поступков других, тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Они помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в группу, делают совместные шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения, обучаются адекватным способам реагирования на проблемы.

На совместных занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные формы проявления агрессивности, формируется культура общения и эмоциональной экспрессии.

^ 1.7. Принципы построения программы

Наша программа имеет своей целью не только расширить психолого-педагогические знания и умения, но и скорректировать трудности семейных взаимоотношений. Необходимость участия в данной программе может быть обусловлена как потребностями самих родителей (трудности общения с детьми, неумение организовывать самостоятельную деятельность дошкольника), так и проблемами поведения их детей (агрессивность или упрямство ребенка и т.д.)

1.^ Использование возможностей взаимопроникновения образовательного процесса «Дети - родители», «Детский сад – семья».

Разрабатывая программу, мы ориентировались на последние исследования по данной проблеме, анализировали «Концепцию дошкольного воспитания».

Нам близки и понятны ведущие идеи «Концепции» о том, что семья и детский сад хронологически связаны. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и дошкольного учреждения.

Наш ЦРР-д/с работает по программе «Детство», образовательное пространство которой включает важнейшие сферы бытия. Основные ориентиры в содержании эмоционального развития определяет раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений», призванный формировать у ребенка «Образ социального “Я”» в семье и в кругу сверстников. Наша программа органично входит в систему воспитательно-образовательного процесса ДОУ, так как эмоциональное развитие дошкольников успешно проходит при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, что и способна обеспечить работа по нашей программе.

2. ^ Использование возможности параллельного образовательного процесса «родители – дети».

Поскольку у каждого родителя наличествуют сугубо индивидуальные особенности и различные по степени выраженности трудности, то положительные изменения, связанные с коррекцией существующих проблем, отличаются по времени их возникновения и стабилизации. Поэтому некоторым участникам группы можно предложить дополнительные индивидуальные консультации.

^ 3. Ориентация на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка в семье.

Родители обращаются за помощью к психологам по разным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им необходима помощь в овладении навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

4.^ Подвижность и вариативность содержания программы при сохранении общей структуры занятий.

В зависимости от количества участников, их индивидуальных особенностей и потребностей тематика, количество занятий и их методическая насыщенность могут и должны корректироваться. Следует заметить, что за время существования программы часть упражнений к занятиям подбиралась заново с учетом индивидуальных особенностей участников и расширяющегося арсенала средств. При этом без изменений остается форма работы – участие в психокоррекционной группе и общая структура занятий.

5. ^ Учет личного опыта родителей и детей, апелляция к нему в ходе реализации программы.

Известно, что взаимодействие в детско-родительских парах зачастую может носить дисгармоничный характер и проявляться в виде гипо- или гиперопеки со стороны родителей, преобладания в отношениях авторитарных или противоречивых стилей воспитания и т.д.

По своей сути в работе по программе используется личностно-ориентированный подход (гуманистическое направление). В группе участники получают возможность заново пережить основные вехи своего жизненного пути в более благоприятных, комфортных и безопасных психологических условиях.

^ II. Методические рекомендации по реализации программы

2.1. Организация занятий

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с нарушениями поведения (эмоциональная нестабильность, повышенная впечатлительность, агрессивность, страхи и т.д.) и их родителями, испытывающими трудности в воспитании детей.


  • Не рекомендуется использование программы с детьми ниже указанного возраста, так как в программе содержатся задания и упражнения, подразумевающие определенный уровень зрелости психических процессов. Нежелательно участие в группе более 2-х детей с гипердинамическим синдромом.

  • Противопоказаниями для посещения групп являются умственная отсталость, тяжелая форма заикания, психотические состояния у детей; выраженная интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, асоциальное поведение у взрослых.

  • Оптимальное количество участников 5-6 пар, 5-6 детей, 5-6 родителей. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, они могут меняться. Это могут быть бабушка, дедушка, но обязательно тот, кто занимается воспитанием ребенка непосредственно. В тех случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.

  • Предпочтительны разнополые группы.

  • Цикл включает 11 занятий. Продолжительность занятия 1,5 часа. Занятие проводится один раз в неделю. Таким образом весь курс занятий реализуется за 2,5 месяца.

  • Возникающее чувство групп и групповой сплоченности – важная характеристика коррекции детско-родительских отношений, поэтому после второго занятия новые участники к ней не присоединяются, даже если из ее состава кто-то выбыл.

  • Общая структура занятий включает в себя следующие элементы:

- приветствие;

- разминка или «разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке);

- проверка домашнего задания;

- основное содержание занятия по заявленной теме;

- рефлексия прошедшего занятия;

- ритуал прощания.

Подробнее на каждом из этих элементов мы остановимся в пункте 2.3.

^ 2.2. Способы взаимодействия с родителями, педагогами, специалистами. Формы сообщения результатов по программе

На начальном этапе работы психологом проводится сбор анамнестических данных. Детям, имеющим психосоматические жалобы (повышенная утомляемость, возбудимость и т.д.) рекомендуется проконсультироваться у более узких специалистов, что позволит в дальнейшем отследить динамику состояния.

По мере необходимости с родителями проводятся индивидуальные консультации. Реализация программы предлагает также использование информации для формирования психолого-педагогической компетенции родителей.

Для реализации поставленных задач программы особое внимание уделяется взаимодействию психолога с воспитателем группы, которую посещает ребенок – участник психокоррекционной группы. Воспитатель в индивидуальных беседах дополняет информацию об особенностях развития ребенка, родителей, что оказывает несомненную помощь для психолога в формировании психологического представления о семье.

Исследования проводились на базе Центра Развития Ребенка – детского сада № 18 г. Краснокаменска. Результаты исследований обсуждались на методическом объединении воспитателей дошкольного учреждения, «Школе практического психолога».

^ 2.3. Технологии и диагностические процедуры

При проведении исследования мы руководствовались положением о эвристическом и коррекционном компоненте процедуры диагностики.

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям и возможностям, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов в процессе сотрудничества с родителями в своей диагностической работе мы предлагаем родителям опросник «Ваш стиль воспитания» (Н.В. Клюева) и тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Предполагается, что извлекаемая из теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей, замене стратегии родительского поведения.

В диагностической работе с детьми была использована методика исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка в семье, со взрослыми и сверстниками в детском саду.

С целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (враждебность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, благоприятная семейная ситуация) с детьми используется проективная методика «Моя семья».

Количественно-качественный анализ осуществляется по структуре, разработанной Г.Т. Хоментаускасом.

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности вербализации. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции нарушенных детско-родительских отношений.

Наиболее распространенным методом диагностики детско-родительских отношений является метод наблюдения за взаимодействием родителей и ребенка. В нашей работе непосредственное наблюдение осуществляется на совместных занятиях, в процессе выполнения игр и упражнений.

На занятиях в качестве изучения взаимодействия может быть совместное рисование родителя и ребенка. В дальнейшем происходит представление рисунка и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре. Психологом отмечается характерный тип и особенности взаимодействия: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет определенную структуру и включает в себя разнообразные психотехнические упражнения и приемы, направленные на решение задач программы. Остановимся подробнее на каждом элементе, включенном в общую структуру занятия.

Приветствие – в нашей программе это важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - используются как средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения, упражнения на развитие внимания, снятие напряжения, сокращения эмоциональной дистанции.

В основной части занятия приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, развитие эмоций, установление взаимоотношений между родителями и ребенком, динамическое развитие группы.

^ Домашнее задание - на него возложено создание мотивации умения работать самостоятельно, поддерживать себя в активной форме. В нем участвуют родители и ребенок. Задание помогает осмыслить то, что происходило на занятиях, и так как последние проходят мобильно, эмоционально, то при выполнении задания дома участники имеют возможность более осознано его прочувствовать.

Последовательность упражнений предполагает чередование видов деятельности, смену психофизического состояния членов группы.

Прослушивание психокоррекционной сказки и ее анализ. Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения (проблема агрессивности, капризы, страхи) на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Психокоррекционную сказку можно рассказать ребенку не обсуждая, давая ему возможность таким образом подумать самостоятельно о том, что даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Атркоррекция в зависимости от целей и задач программы проводится в основном в паре «ребенок-родитель» и позволяет добиться большой динамики коррекционного процесса. Совместное участие в художественной деятельности помогает сделать коммуникацию более успешной, способствует созданию отношений взаимного принятия.

Телесная психокоррекция используется с целью эмоционального и телесного сближения родителей и детей, изучения телесно-мышечных ощущений, на осознание собственного тела и в итоге на психофизическую интеграцию эмоций и разума. Эти упражнения позволяют обучить участников снятию мышечных зажимов, высвобождению от стрессогенного мышечного «панциря».

В ходе выполнения упражнений на тактильный контакт, невербальное общение родитель и ребенок учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность.

Рефлексия занятия – предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом (было хорошо – было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным), эмоционально-оценочном (оценка своего эмоционального состояния «здесь и сейчас»).

Ритуал прощания – способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе и используется в нашей программе как единое упражнение для всех занятий.


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-325920.html


Закрыть ... [X]

ВВЕДЕНИЕ - Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника Вяжем петлю гарднера из плетенки

Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками Коррекция детско-родительских отношений с дошкольниками